Александру Ширвиндту 19 августа исполнилось 80 лет (ФОТО)

eaffc103

Ширвиндт Артисту кинотеатра и кино, сценаристу, режиссёru, Всенародному актеру РСФСР Александру Ширвиндту сегодня, 19 августа, выполняется 80 лет.

Народный актер РФ, доктор, образный начальник Столичного кинотеатра сатиры, председатель Столичного британского клуба Александр Ширвиндт сегодня, 19 августа, подчеркивает собственное 80-летие.

Появился на свет 19 августа 1934 года в Москве. Отец — Ширвиндт Анатолий Густавович (1896—1962). Мать — Ширвиндт Раиса Самойловна (1898—1985). Супруга — Белоусова Наталия Николаевна (1935 г. рожд.), зодчий. Сын — Ширвиндт Михаил Александрович (1958 г. рожд.), артист, сценарист, телеведущий. Потомки: Андрей (1981 г. рожд.), абитуриент юридического факультета РГГУ, Александра (1986 г. рожд.).

Детство Александра Ширвиндта прошло в центре Города Москва, в древнем жилище в Скатертном проулке. Его мать, Раиса Самойловна, в юности начинала как артистка МХАТа, а из-за состояния организма была должна оставить сцену и продолжительное время работала редактором в Столичной филармонии, составляла платформы выступлений, в том числе для правительства. Отец был музыкантом, скрипачом, играл в оркестре Огромного кинотеатра, потом вдохновлял в музыкальной школе.

В процессе Второй мировой войны опекуны колесили с комедиантскими командами по армейским частям. Александра выращивали бабуля и прислуга. Прочих повитуху с дедушкой, со стороны отца, он не поймал в живых (дедушка Густав был юристом, бабуля Юлия выращивала детишек). 1-й класс Александр Ширвиндт закончил в 1943 году в эвакуации, в школе города Чердынь Пермской области. Остальные 9 классов проучился в столичной школе № 110.

Детские мемуары А. А. Ширвиндта прочно сопряжены с театром. В жилище опекунов довольно часто были великолепные функционеры художества, мастера сцены и эстрады: А. Яхонтов, Я. Флиер, Д. Журавлев, В. Качалов, Р. Плятт, Р. Зеленая, Л. Утесов… Кинотеатр наполнял весь мир его детства, и логично, что в школе Александр жестко принял решение, что будет артистом, очень много играл в непрофессиональном кинотеатре.

В 1952 году Александр Ширвиндт поступил в Сценическое учебное заведение имени Б. В. Щукина. Обучался в классе Веры Константиновны Львовой. Сыграл основные функции в дипломных спектаклях «Трудовой хлеб» А. Островского и «Ночь погрешностей» Голдсмита.
Завершив учебное заведение с различием, в 1956 году А. А. Ширвиндт был одобрен в Кинотеатр имени Ленинского комсомола, которым тогда управляли С. В. Гиацинтова и С. Г. Бирман. Кроме них в кинотеатре было целое соединение отличных артистов, как «старых специалистов» (Соловьев, Вовси, Пелевин, Всеволодов, Шатов, Брагин), так и юных дарований (В. Ларионов, М. Лифанова, Л. Лосев, Леонид и Римма Марковы, Г. Карнович-Валуа). Александр Ширвиндт появился на сцене кинотеатра в качестве Светлого генерала в спектакле по пьесе Вс. Вишневского «Первая Конная», который установил Б. Н. Север. Затем были работы в спектаклях «Товарищи-романтики» М. Соболя, «До скорого свидания, парни!» Б. Балтера, «Колесо счастья» Экскурсионный тур, «Вам 22, старики!» Э. Радзинского, «Когда цветет акация» Н. Винникова, «Кейс с наклейками» Д. Угрюмова, «Центр нападения загнется на заре» А. Куссани, «О Лермонтове» О. Ремеза и Т. Чеботаревской, «Священная Иоанна» Б. Шоу.
Но основной результат молодому артисту принесли функции в спектаклях, установленных А. В. Эфросом, который возглавил кинотеатр в 1964 году. Это Тригорин в «Чайке» А. П. Чехова, Людовик в «Мольере» М. А. Булгакова, Гудериан в «Каждому собственное» С. Алешина, Феликс в «104 страницах про любовь» и кинорежиссер Нечаев в «Снимается кино» Э. Радзинского.

Заключительная роль занимает особенное место в творчестве А. А. Ширвиндта. В сделанном им виде кинорежиссера Нечаева «аккумулировались все признака времени с их двойственностью и неопределенностью, пихавшими живописца на маршрут нескончаемых компромиссов и в жизни, и в художестве» (Б. Поюровский). Всего на сцене Кинотеатра имени Ленинского комсомола А. А. Ширвиндт сыграл не менее 30 ролей.

За время действия с А. Эфросом Александр Ширвиндт преобразовался в взрослого мастера. В 1968 году прямо за А. Эфросом он оказался в Столичном трагическом кинотеатре на Небольшой Бронной, куда перешли также артисты М. Державин, Л. Выпуклый, Л. Каневский, О. Яковлева, Д. Дорлиак, А. Дмитриева, Л. Дуров, И. Кириченко, В. Лакирев. В Кинотеатре на Небольшой Бронной Александр Ширвиндт отработал 2 года, сыграл в спектаклях «Успешные дни несчастного человека» А. Арбузова, «Ромео и Джульетта» и другие.

Еще в студенческие годы Александр Ширвиндт занялся «капустниками». Позже, работая в Кинотеатре имени Ленинского комсомола, он вместе с артистами М. Державиным, Л. Лосевым, А. Адоскиным, В. Богачевым, В. Ларионовым, Л. Сатановским, Э. Бурильный, М. Менглет, Н. Палладиной начал создавать и вести подобного рода созидательные собрания в Жилище артиста. Они имели величественный результат у созерцателей: спектакли шли по дважды в сутки, а зал все равно не мог поместить всех желающих. Это был реальный остроумный кинотеатр миниатюр, в котором высмеивались ложь, туфта, головотяпство, варварство, на которые тогда не смели поднять руку квалифицированные кинотеатры, кинематограф, беллетристика и когда каждая, наиболее застенчивая оценка незамедлительно рассматривалась как инсинуация, попытка ославить имеющийся строй. Любая новая платформа после премьеры в городе Москва в обязательном порядке представлялась в Ленинграде.

«Капустники» сразу принесли Александру Ширвиндту признание аудитории зачастую благодаря его «редкой возможности соединять людей, формировать окружающую среду блага и развлечения» (Б. Поюровский). При этом он был не только лишь исполнителем и режиссером, но также и создателем (либо соавтором) всех программ. Множество «капустных» номеров было изобретено совместно с Г. Гориным и А. Аркановым. Любовь к данному виду творчества А. А. Ширвиндт оставил до настоящего времени.

в те дальние годы А. Ширвиндт участвовал в компании и выполнении юбилеев многих отличных функционеров художества, и в том числе Р. Плятта и Л. Утесова.
С 1970 года и по настоящее время А. А. Ширвиндт действует в Столичном кинотеатре сатиры, где сыграл не менее 30 ролей. Он установил много спектаклей как сценарист, а в начале декабря 2000 года назначен образным управляющим данного знаменитого кинотеатра.
Первой ролью А. А. Ширвиндта в Кинотеатре сатиры стал граф Альмавива в известной постановке В. Н. Плучека «Полоумный день, либо Свадьба Фигаро» Бомарше (1970). Данная роль — одна из самых лучших в репертуаре артиста. Среди прочих спектаклей, в которых сыграл А. А. Ширвиндт, — «Львенок Львович Синичкин» В. Дыховичного, М. Слободского, В. Масса и М. Червинского (Он, Родион, 1970), «Обычное волшебство» Е. Шварца (Министр-администратор, 1971), «Аудитор» Н. Гоголя (Добчинский, 1972), «Пилюлю под язык» А. Макаенка (Ломтев, 1972), «Чудак-человек» В. Азерникова (Заводское руководство, 1973), «Небольшие комедии огромного дома» А. Арканова и Г. Горина (Отец, 1973), «Клоп» В. Маяковского (Вице-президент репортажа, 1973), «Дом, где разбиваются сердца» Б. Шоу (Гектор, 1975), «Клеменс» К. Сая (Рыжий иностранец, Младший торговец, Большая шапка, Большой руководитель, 1976), «Несчастье от разума» А. Грибоедова (Льстец, 1976), «Оригинал» Н. Хикмета (Ахмет Рыза, 1980), «Трехгрошовая опера» Б. Брехта (Роберт Тянула, 1982), «Крамнэгел» Л. Устинова (Мервин Шпиндельман, 1983), «Угнетение решения» Ф. Бурлацкого (Пьер Селинджер, 1985), «Рыжеволосая кобыла с колокольчиком» И. Друцэ (Негриш, 1986), «Поле схватки после победы принадлежит мародерам» Э. Радзинского (Михалев, 1995), «Счастливцев — Несчастливцев» Г. Горина (Несчастливцев, 1997), «Привет от Цюрупы» Ф. Искандера (Думающий о РФ, 1999), «Орнифль» Ж. Ануя (Орнифль, 2001), «Андрюша». А. Арканова и А. Ширвиндта (2001).

С первых суток работы в Кинотеатре сатиры А. А. Ширвиндт начал заниматься режиссурой. В 1970 году он вместе с М. А. Захаровым установил спектакль «Пробудись и напевай!» по пьесе М. Дьярфаша. Позже он часто играл в роли не только лишь режиссера, но также и создателя либо соавтора сценария. Среди подобных работ спектакли, установленные им по сценариям, написанным в соавторстве с Г. Гориным: «Нам — 50» (общая установка с М. Микаэляном, 1974) и «Вечер для кинотеатра с оркестром» (1982), и спектакли по своим сценариям: «Молчи, печаль, молчи…» (1985), «Общество» (Мишулин) — «Созерцатель» (сборная) (1992).
За время действия в Кинотеатре сатиры Александр Анатольевич установил не менее 10 спектаклей, и в том числе «Небольшие комедии огромного дома» А. Арканова и Г. Горина (вместе с А. Мироновым, 1973), «Недоучка» Д. Фонвизина (1978), «Ее обращение» С. Алешина (1979), «Влечения Черноморья» Ф. Искандера (1988), спектакль «Андрюша», написанный вместе с А. Аркановым (2001), «Чересчур повенчанный мастер» Р. Куни (2003), «Швейк, либо гимн идиотизму» по Я. Гашеку (2004).

Во всех из собственных режиссерских работ А. А. Ширвиндт был занят и в роли исполнителя: Отец в «Небольших комедиях огромного дома», Основной в «Нам — 50!», Вово в «Ее обращение», Основной в «Выступлении для кинотеатра с оркестром…», Профессор в «Молчи, печаль, молчи…», Зенон Айба в спектакле «Влечения Черноморья».
Александр Ширвиндт — создатель и режиссер-постановщик торжественных вечеров артистов Кинотеатра сатиры Т. Пельтцер, Г. Тусузова, В. Токарской, В. Плучека, Г. Менглета, О. Аросевой, и вечеров, посвященных 60-, 70- и 75-летию Столичного кинотеатра сатиры. Платформа 60-летия кинотеатра потом послужила прототипом доныне идущего на сцене рапорты «Молчи, печаль, молчи…».

Особенное место в творчестве А. А. Ширвиндта занимает сцена. Его склонность к данному жанру стартовала еще с «капустников» и в скором времени обратилась в профессию. Диалог со посетителем прямо, без сценической сцены стал с течением времени потребностью. «Я грезил о отличных комнатах и о наглых репликах из зала, на которые я бойко, смешно и примечательно отвечал бы с ходу», — соглашается А. А. Ширвиндт. Как создатель и сценарист он работал с Тарапунькой и Штепселем, Всемирным и Новицким, Л. Утесовым, а позже с Л. Шимеловым, Л. Ашрафовой, В. Винокуром, И. Олейниковым. Как раз Александр Ширвиндт выдумал распространенный дуэт «Вероника Маврикиевна и Авдотья Никитична» (В. Тонков и Б. Владимиров), которые из дорогой зарисовки трансформировались в «государственных героинь», сообщал эстрадные монологи для артистов В. Марецкой, М. Пуговкина, В. Санаева и других.

На эстраде А. А. Ширвиндт работал с Михаилом Державиным, Андреем Мироновым. Дуэт с М. Державиным начался еще в Кинотеатре имени Ленинского комсомола в процессе подготовки «капустников». Очень многие их эстрадные зарисовки знамениты и важны до настоящего времени.
Александр Ширвиндт очень много и успешно снимался в кино. Его дебютом на дисплее стала роль Ухова в картинке «Она вас обожает» (1956). В будущем он снялся в картинах: «Предводитель Кодр» (1958), «Генерал «Ветер» (1959), «Приезжайте послезавтра» (1960), «Спасите врастающего» (1967), «Снова про любовь» (1968), «Провал» (1968), «В тринадцатом времени ночи» (1969), «Умеете ли вы жить?» (1970), «Какая у вас ухмылка» (1974), «Насмешка судьбы, либо С легким паром!» (1975), «Лазурные касатки» (1976), «Инкогнито из Санкт-Петербурга» (1977), «Трое в ладье, за исключением собаки» (1979), «Надуманный больной» (1980), «Отпуск за собственный счет» (1981), «Вокзал для двоих» (1982), «Королева цирка» (1982), «Серебристое журнал» (1982), «Нежданно-негаданно» (1983), «Рукоплескания, рукоплескания» (1984), «Персонаж ее романа» (1984), «Зимний день в Гаграх» (1985), «Наиболее привлекательная и интересная» (1985), «Млн в супружеской корзине» (1986), «7 шумов в океане» (1986), «Позабытая музыка для флейты» (1987), «Рэкетир» (1987), «Полоумный день, либо Свадьба Фигаро» (1989), «Искусство жить в Одессе» (1989), «Ловелас» (1990), «Блокада Венеции» (1991), «Сумасшедшие» (1991), «Русский музыка» (1993), «Невинный» (1994), «Фатальные яички» (1995), «Привет, дураки!» (1996), снялся в 10 выпусках известного «Фитиля» С. Михалкова.

Александр Ширвиндт — нередкий посетитель на телевидении, впрочем суждение «посетитель» к нему подходит меньше всего. Он — повсюду «владелец»: в студии, на дисплее, в жизни. Александр Ширвиндт — регулярный участник целого ряда телевизионных программ. Имели огромный успех его циклы передач «7 нас и джаз», «Терем-теремок» и в особенности «Сценические встречи» из Дома артиста по сценарию А. Ширвиндта и Л. Лосева — телепередачи о М. И. Жарове, Л. О. Утесове, Н. В. Теологическом. Участниками «Сценических встреч» были В. Марецкая, Р. Зеленая, М. Миронова, А. Менакер, Р. Плятт, В. Канделаки, С. Кочарян, М. Табачников, Е. Копелян, З. Шарко, С. Юрский, К. Лавров, В. Комиссаржевский, Л. Варпаховский… Александр Анатольевич участвовал в бенефисах В. Васильевой, Л. Гурченко, Л. Голубкиной, в платформе «Бенефис о бенефисах», установленных режиссером Е. Гинзбургом. Он сыграл роль Дон Жуана в телеспектакле А. В. Эфроса «Несколько слов в защиту г-на Мольера» (1968) и роль Одноглазого шахматиста в телефильме М. А. Захарова «12 стульев». В роли создателя и режиссера он очень много работал и на радио. Со спектаклями и выступлениями объехал весь мир.

С 1958 года Александр Ширвиндт преподает в Высочайшем сценическом учебное заведение имени Б. В. Щукина (с 1995 года — доктор). Среди его выпускников — А. Миронов, Н. Гундарева, С. Рябова, А. Пороховщиков, Л. Трушкин, А. Мордвинова, М. Голубкина, Л. Ярмольник и другие артисты, работающие в различных театрах страны (в Кинотеатре сатиры их 16 человек!).
В 1993 году А. А. Ширвиндт сыграл роль Скотти в спектакле «Прославление» Б. Слэйда, установленном его воспитанником — режиссером Леонидом Трушкиным на сцене Столичного «Кинотеатра Антона Чехова».

Александр Анатольевич Ширвиндт — народный актер РФ (1984), член Единения сценических функционеров (1961), член Единения кинематографистов (1978), объективный член Отечественной киноакадемии, объективный член Североамериканской Пушкинской академии искусств, член руководства и председатель Столичного британского клуба, вице-президент и объективный член Академии шутливых авторитетов, член Социального совета ГУВД Москвы. Он вознагражден орденом Дружбы и знатным знаком «Публичное признание». В 1997 году Факультет абстрактной астрономии Отечественной академии присвоил одной из небольших планет имя «Ширвиндт».

В 1994 году вышла в свет книжка «Бывшее без мыслей», написанная А. А. Ширвиндтом в соавторстве с знаменитым искусствоведом Б. Поюровским. Александр Анатольевич занимается рыбной ловлей, баскетболом, игрой на скрипке. 40 лет курит трубку.
Проживает и действует в городе Москва.

Ресурс: amic.ru

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *